КАК ЗАРАБОТАТЬ В ИНТЕРНЕТЕ БЕЗ ОБМАНА?



Доброго времени суток, коллеги:)

В прошлой статье я рассказывала о том, что в интернете существуют пользователи, которые не хотят искать работу во фрилансе. Помните? Такие люди знают, что заработать в сети можно, но сознательно отказываются от отличной возможности стать настоящим фрилансером.

А ведь я специально выделила «нехочухам» отдельную категорию. Хотя, как вы понимаете, о них можно было и не говорить вовсе.

Меня всегда интересовал вопрос: что мешает людям наладить свой онлайн-бизнес и получать дополнительный, а может, и основной (заметьте, немалый!) доход.

Поверьте, мне не пришлось проводить соц. опросы, позволяющие выявить основные проблемы потенциальных работников сети. Зачем? Ведь я сама когда-то начинала свой путь веб-райтера, а теперь получаю множество писем с вопросами от своих читателей и участников мастер-классов.

Итак, весомая причина, заставляющая людей отказываться от фриланса, банальна: новички просто боятся «кидал», то есть заказчиков, «забывающих» заплатить деньги за выполненную работу.

Так существует ли шанс избежать напрасной траты времени и усилий на выполнение заданий недобросовестных клиентов? Думаю, да:)


Ну, открой секретик!

Собственно, положительный ответ на предыдущий вопрос никого удивить не должен. Ну существуют же успешные веб-райтеры, дизайнеры, программисты, контент-менеджеры наконец! И таких людей много! Фрилансеры получают деньги за свою работу и особо не жалуются на то, что их «снова кинули». Значит ли это, что у них есть какие-то секреты?

А секретов-то, пожалуй, и нет. Зачастую вся информация в помощь новичкам, готовым попробовать себя во фрилансе, лежит в открытом доступе. Главное – правильно воспользоваться советами бывалых интернет-строителей (т.е. тех, кто своими силами плетет всемирную паутину).

Какие такие премудрости?

Когда я узнала о том, что существует копирайтинг (а до этого мне даже в голову не приходило, что статьи на сайты пишут не сами владельцы ресурсов:)), в тот же день я зарылась с головой в интернет.

Нет, я не ринулась искать заказы на написание статей, хотя и страдаю порой излишней импульсивностью и героическим бесстрашием. Просто когда дело касается денег, никто не сможет обвинить меня в поспешности :)

Как разумный человек, я предположила, что моей неопытностью сразу захотят воспользоваться те, у кого совесть дааавно запылилась на вешалке в чулане. А почему нет? Дураков Простаков рублем учат – эту печальную поговорку многие из нас с детства слышали от самых близких родственников.

Лично я с честью прошла испытание самыми заманчивыми предложениями бирж фриланса. И могу с уверенностью сказать, что в период моего становления в качестве веб-райтера меня ни разу не «кинули» даже на самые малые деньги!

Собственно, я для себя изначально выработала одну простую тактику. Думаю, если вы будете следовать моим рекомендациям, основанным на богатом опыте, то и у вас все получится без накладок.

Главное – не спешите.

Первый принцип, который стоит усвоить любому новичку в интернете: поспешность всегда приводит к неприятностям.

Дамы и господа, даже если вы, наконец, поверили в реальность заработка в сети, вам все равно не стоит спешить подписываться под всеми предложениями работы на биржах фриланса.

На задворках сознания у любого потенциального фрилансера, само собой, мелькает мысль о том, что он может потерять время и «не заработать».

Но позвольте, товарищи, ведь все те годы, когда вас даже не посещали мысли о копирайтинге (контент-менеджменте, дизайне, программировании), вы как-то жили? И голодать, надеюсь, вам не приходилось.

Опоздать в интернете невозможно! На смену одному заказчику всегда приходит другой, и заказы этого другого клиента могут быть еще вкуснее, еще интереснее и денежнее.

Потому усилием воли придержите коней, несущих вас на биржи фриланса, даже если вы такой же холерик-экстраверт, как и я;)

Прочтите заявки бывалых фрилансеров.

Не имеет значения, какую биржу фриланса вы выберете для начала работы – на любой найдутся новички и опытные работники. Обратите внимание, под какими проектами подписываются именно бывалые фрилансеры.

Дело в том, что с наработкой опыта приходит и умение «на глаз», интуитивно, вычислять «кидал», не готовых платить за работу.

В чем может выражаться «прокол» мошенников? Поймите, они обычно рассчитывают поймать в свои сети новичков, плохо разбирающихся в особенностях работы в интернете.

Например, любой проект, за который предлагается зарплата «выше среднего по бирже», уже плохо пахнет.

Каждый разумный человек понимает, что никто – ни «бедные», ни «богатые» вебмастера, будучи в здравом уме и твердой памяти, не готовы платить за работу больше, чем у них запрашивают работники. Я, во всяком случае, таковых меценатов никогда не встречала. Другое дело – премии за выполненную работу, но такие надбавки обычно выплачиваются уже после завершения проекта.

Если вы видите, что на Веблансере, например, рерайт обычно стоит примерно 1-1,5 уе за 1000 символов, так с какого перепугу г-н Шарикофф, например, предлагает заплатить за выполнение проекта по 2,5 уе за 1000 бп банального рерайта?

Надеяться на то, что этот г-н плохо осведомлен о ценах за написание текстов, наивно. Если заказчик действительно плохо разбирается в таких вопросах, то он просто предложит райтерам самим написать стоимость своей работы, а потом уже выберет приемлемый для него вариант.

Некоторые возразят, что находятся клиенты, которые согласны заплатить и большую цену, лишь бы только их задание было выполнено с надлежащим качеством. Но ведь тогда и комментарий к проекту обычно содержит оговорку: «хочу, чтобы работу выполнял опытный веб-райтер, обладающий таким-то количеством отзывов или с рейтингом не ниже такой-то циферки». Или что-то типа:) Короче, новичкам в подобные проекты все равно соваться не следует.

И еще момент: будучи новичком, никогда не соглашайтесь на выполнение работы, если вы не подписывались на проект на бирже фриланса, но заказчик сам стучится к вам в аську или скайп с предложением работы. Если вы новичок и у вас нет особого рейтинга, то маловероятно, что вы настолько уж заинтересуете матерого клиента, у которого есть "вкусные" проекты.

У меня не раз бывали случаи, когда меня "находили" потенциальные заказчики, писали мне в ICQ и "давали" за работу отличные деньги, но постоплатой. После моего отказа некоторые еще долго отписывали: "Вы еще пожалеете, что отказались". Да, червячок сомнения, конечно, меня грыз. Но пусть я "не заработала", но и время зря точно не потеряла.

Хотя, стоит уточнить, что бывали случаи и обратные. Ко мне обращались напрямую, предлагали работу и хорошо ее оплачивали. Наперед:) Ну, то есть давали предоплату. Какие уж тут сомнения? Трудитесь на здоровье с долларами в кошелечке:)

Внимание на рейтинг!

Следующий пункт: не только заказчики должны обращать внимание на рейтинг фрилансеров. Работники также могут оценивать платежеспособность клиента по таким параметрам как:

дата регистрации на бирже;
наличие рейтинга в системе;
количестве завершенных проектов;
публикация положительных отзывов от других фрилансеров (желательно работников с рейтингом).

Впрочем, исключения встречаются довольно часто. Все когда-то начинают работу, в том числе и клиенты. Порой именно вы можете стать тем самым первым фрилансером, который напишет хороший отзыв новому заказчику на определенной бирже. Однако если вы еще сами новичок, то не рискуйте работать с такими же новичками, только находящимися по другую сторону «баррикады».

Дашь свой номерок?

В любом случае, если вы решили сотрудничать с заказчиками, вам придется с ними каким-то образом общаться. Есть несколько вариантов обмена информацией:

с помощью внутренней «лички» биржи контента;
посредством аськи;
в скайпе;
через почту;
в планировщиках задач заказчика (он должен выдать вам доступ).

Первое, что вы должны сделать, получив личный контакт клиента – «пробейте» его номер (аккаунт, эл. адрес, ФИО, псевдоним) в поисковиках. То есть просто введите данные заказчика в поисковую строку Яндекса или Гугла.

Поскольку фрилансеры – это народ сплоченный, да еще и не любящий, когда его кидают, то негативные отзывы на заказчиков публикуются практически моментально. Если потенциальный клиент замечен в сомнительных сделках – лучше отказаться от его заказа, каким бы привлекательным задание не выглядело.

А нужен ли посредник?

Наличие посредника, в данном случае биржи фриланса, - это некоторая гарантия безопасности фрилансера. Да, согласна, гарантия призрачная. Впрочем, лично я и на такую согласна, за неимением выбора:)

В том случае, если заказчик обладает рейтингом и отзывами в системе, то сознательно портить свою репутацию он не захочет. Значит, клиенту придется вести себя как минимум корректно.

Обратите внимание, что если автор проекта официально не примет вас в исполнители, то наличие у него рейтинга вам ничем не поможет. Ведь вы даже не сможете пожаловаться на заказчика в арбитраж биржи - официально сделки-то не было.

Почему новички порой отказываются от «официальной» работы через биржу? Им мешает жадность:)

Любой сервис фриланса требует за свою работу комиссию в размере 5-10% от дохода. Но, например, на Weblancer’e минимальная сумма «отката» - 1 доллар.

С одной стороны, я понимаю, что любому новичку очень тяжело расставаться с целым кровно заработанным долларом. Особенно, если зарплата в общем составила 2-5 у.е. (редко ведь какому новичку повезет с первого раза получить объемный заказ на кругленькую сумму).

С другой стороны, «жертва» не бывает напрасной. Главное – осознать, что выплата комиссии приводит к увеличению рейтинга. А высокий рейтинг, в свою очередь, дает вам возможность смело называть и более высокие расценки за работу.

На заметку контент-менеджерам: опытные заказчики прекрасно знают, что среди новичков можно найти прекрасных веб-райтеров, которые качественно и быстро выполнят проект. При этом ребята возьмут за свой труд намного меньше денег. Правда, расплачиваться с будущими успешными фрилансерами придется не только долларами (рублями, гривнами), но и информацией – каждого из них нужно будет учить даже самым элементарным вещам.

Стоит ли соглашаться на испытания?

Есть и такой момент, очень важный, на мой взгляд: выполнение тестовых заданий. Многие новички часто сталкиваются с ситуацией, когда заказчик предлагает им выполнить некоторое простейшее задание, чтобы оценить их способности.

Стоит ли соглашаться на тесты? Не получится ли так, что написанный для примера текст на самом деле таковым не является?

Мне приходилось слышать, что статья, которую фрилансер сдал заказчику в качестве тестовой, вскоре появлялась на каком-либо сайте. Хотя клиент отказывался от услуг исполнителя, аргументируя тем, что качество работы неудовлетворительное.

Так что же делать? Как показать заказчику свои возможности, но не попасться на крючок шарлатанам?

Из этой ситуации есть два выхода:

подготовить потрясающее портфолио;
написать тестовое задание для заказчика, но на вольную тему (например, о том же хлебе);
согласиться на выполнение тестового задания по теме заказчика, но на ваших условиях.

А теперь давайте подробнее.


Примеры выполненных работ.

Подготовка портфолио – это дело непростое, ему обычно посвящают целые опусы, а не один абзац в статье. В начале своей карьеры я умудрилась начать работу без портфолио, да и сейчас у меня в профиле на бирже фриланса есть лишь парочка текстов, написанных года 3 назад)) Тем не менее, у меня есть постоянные заказчики и периодически появляются новые клиенты.

Так что позволю себе настоящее кощунство: я усомнюсь в великой силе качественного портфолио, если дело касается райтинга.

Кстати, когда я выступаю в роли заказчика, то редко ищу примеры выполненных работ потенциальных сотрудников. Почему? Да потому что считаю (может, и неверно считаю, никому ничего доказывать не буду): было бы желание наполнить портфолио. Кто мешает исполнителю выставить в качестве примера статьи, написанные другими райтерами? А вот выполненное «для меня» тестовое задание «подделать» крайне тяжело.

Тесты на вольную тему.

Это оптимальный вариант тестирования. Как бы, статьи на вольную тему заказчику не нужны, потому он вряд ли захочет их использовать без оплаты вашей работы. Зато клиент сможет увидеть, на что вы способны.

С другой стороны, если проект заключается в написании юридических статей или текстов медицинской тематики, то ваша статья о хлебе просто не позволит работодателю получить о вас полное представление, как о веб-райтере. Слишком уж сложны данные темы для непосвященных.

Тесты на тему, которая нужна заказчику.

Далеко не все клиенты, требующие, чтобы копирайтеры написали им тестовую статью, являются кидалами. Мало того, большинство нормальных работодателей готово оплачивать выполненную для примера работу (конечно, в случае, если этот текст им понравился).

Однако всегда есть шанс, что вас хотят обмануть, воспользовавшись вашей доверчивостью.

Я предлагаю Вам простой способ защиты от нечестных заказчиков. Простой, но достаточно, на мой взгляд, эффективный.

Не отказывайтесь от написания тестового задания, но соблюдайте условия:

1) Статья должна быть одна.
Это же тест, испытание! Зачем писать десяток текстов?

Ага, заказчику понравилась ваша работа? Пусть тут же ее оплатит. Написали следующий текст? Требуйте новой зарплаты.

Никаких стеснений быть не должно – вы вправе получить свои деньги даже за выполнение небольшой работы.

2) Статья должна быть объемом не более 1000 символов без пробелов.

Одной статьи указанного объема вполне хватит для того, чтобы оценить ваше мастерство веб-райтера. Не стоит лезть из кожи вон и писать опусы - не тратьте силы, если не уверены, что ваш труд будет оплачен.

На заметку: бывает, что заказчику нужны «описашки» для интернет-магазина. Размер такого текстика обычно не превышает 400-500 знаков. Вот 1 текстик и напишите:) Причем учтите: инициатива наказуема. Если клиент поставил рамки в 500 знаков максимум, то не стоит писать даже 510 символов. Почему? Потому что иногда в интернет-магазинах для описания товара предназначена специальная панелька, куда больше этих 500 знаков не влезет и один лишний символ в виде точки. Хотя данный вопрос лучше уточнить у заказчика.

3) Высылайте потенциальному работодателю не сам текст в doc-формате, а его «фотографию» в виде скриншота.
Совет, я знаю, неоднозначный. Некоторые клиенты вполне могут возмутиться такому подходу.

Даже был случай, когда одна дама, выдавшая задание моей ученице, отказалась принять скрин статьи. Ее аргументы были «железными»: мол, «раз Вы мне не доверяете, то я с Вами работать не буду». Девочка, написавшая работу, просто запаниковала! А вдруг она действительно выказала неуважение по отношению к клиенту?

Но я четко уверена: нормальный заказчик поймет, почему вы, новичок, так поступили. Кто они, эти самые клиенты, такие, чтобы вы им доверяли???

Да, я согласна, что отношения в интернете строятся на доверии и надежде, что на нашем, фрилансерском, пути встретятся только хорошие и честные люди. Но тут и «старые» заказчики не брезгуют кинуть своих работников, пропадая после двух лет работы в неизвестном направлении. Так что говорить тогда о тех, кто еще даже не стал «официальным» работодателем?

Ага, еще один вопрос по этому поводу. Некоторые спросят: а что, нельзя набрать руками текст со скриншота? Можно, конечно. Только зачем кидале тратить свое время и силы? Тогда уж проще, с тем же успехом, написать статью самому и не морочить себе голову мошенничеством. Да и в интернет ежедневно приходят тысячи новичков, готовых кинуться в ласковые объятия этих самых кидал - юные "райтеры" с удовольствием отправят мошенникам эту же статью в doc-файле.

Ну вот… Я опять увлеклась, рассуждая о важном:) А ведь хотела еще предложить вам информацию о том, какие бывают схемы текстово-денежных отношений с клиентами.

Впрочем, давайте обсудим пока вышеприведенные советы. Может, я что-то упустила? Жду ваших комментариев и вопросов :)