КАК УВЕЛИЧИТЬ СВОЙ ДОХОД. ИДЕИ МАЛОГО БИЗНЕСА 1

Взявшись поисследовать ресурсы рунета на предмет того, как обстоят нынче дела с идеями так называемого «малого бизнеса», я сначала долго смеялся, а потом «плакал». В сети очень много информации на подобные темы, стоит только набрать в браузере фразу - «как заработать денег» или - «идеи домашнего бизнеса» - и увлекательное многочасовое чтение вам гарантировано. И все бы ничего, да только сталкиваешься, как всегда, со старым добрым, с детских лет знакомым наблюдением - любое событие или явление, даже самое незначительное, отражает в себе, как в капле воды, всю бездонную глубину нашего славного менталитета. И даже такая тема как «малый бизнес» - не исключение. Скажу сразу без обиняков - если хотите узнать, как обстоят дела с идеями малого бизнеса сегодня в России, не тратьте время, выискивая крупицы смысла на специализированных одноименных сайтах, ознакомьтесь лучше с двумя-тремя страницами на сайте «Golden Time». Это не очень скромно, но компенсируется тем, что - чистая правда. Ибо 99 процентов всех так называемых «идей домашнего бизнеса» - полный бред, всё та же до боли знакомая, непроходимая маниловщина, построенная по типу «чего бы такого придумать , чтоб заработать денег, не вставая с дивана». Это выражается, в частности, в том факте, что большинство совковых рацпредложений на этих сайтах связаны не с производством как таковым, не с напряжением физических сил и не с использованием в благих целях зачатков собственного интеллекта, а именно с устойчивыми попытками торгануть чужой интеллектуальной собственностью или какой-нибудь никому не нужной халявой. Вот, к примеру, избыточное количество идей по продаже информации. Конечно, информации чужой, и, конечно, через интернет. Непременно через интернет, куда же сегодня без интернета? Через интернет предлагается зарабатывать абсолютно на всём - от корректуры рукописей и воспитания детей до демонстрации секса в реальном времени (правда, не лично автором идеи - но-таки предлагается кого-нибудь нанять...). Одним словом, после первого знакомства с подобными идеями образца 2003 года выводы я сделал не очень утешительные, но зато вполне конкретные. Говорю это как человек, профессионально занимавшийся этим вопросом, то бишь как бывший главный редактор журнала, посвященного социальной защите (журнал, впрочем, сам себя не защитил - накрылся медным тазом во время дефолта 1998 года). Выводы же будут такими. Первое. Очень многие из наших уважаемых сограждан до сих пор грешат тем, что как будто сознательно не хотят быть реалистами. Их поступками руководит вера в чудо, а мыслями - сознание их собственного величия и величия их натужных придумок, как, например, по поводу «идей домашнего бизнеса». Чтобы добиться хоть минимального финансового успеха, надо быть реалистом, тем более если ты суешься в эту... хм... область. Трезво оценивать ситуацию и свои силы. Чтобы сегодня, в 2003 году, заниматься каким-либо видом бизнеса, надо учитывать все особенности так называемого «бизнеса третьей волны». Все, кто пришел в бизнес после 1985 года, уже обладали некоторыми навыками для ведения дела - это была первая волна предпринимателей, состоявшая из бывших «фарцовщиков» и «спекулянтов» (определения того времени). К 1998 году большинство из них уже добилось успеха и поэтому устояло в дефолте. Вслед за этими красными пиджаками, глядя на их успех, в начале-середине девяностых поднялась вторая волна предпринимателей. Первые, хоть и не заслужили народной любви, но рискнули и выиграли. А вторыми уже двигало чувство некоторой зависти к первым и ложное ощущение наступившей стабильности, когда уже - чем черт не шутит! - можно и рискнуть. Так они и «рискнули» - попали всем скопом под нож 1998-го, все эти мелкие банкиры, брокеры, производители продукции в масштабах городского района и владельцы небольших магазинов, весь этот только-только нарождавшийся средний класс. Нынешняя, третья волна - это люди, которые уже, так сказать, никому не завидуют, а идут в «бизнес» не столько по зову сердца, сколько от безвыходности и суровой необходимости жить хоть как-то более менее прилично. А многие и просто заработать на кусок хлеба. Во всем мире средний класс - это «типа опора государства». У нас же реалии совсем другие. Мы «на сегодня имеем» всего два класса, причем это - два полюса. На одном - деньгами манипулируют (делают деньги), на другом - деньги зарабатывают. И все. Середины нет. Пенсионеры деньги получают, потому что это право уже заработали. Моя школьная подруга Ольга в успешном и престижном Рейтере зарабатывает ныне зеленую сумму порядка двух-трех тыс. долларов, но, тем не менее, она - условно пребывает на одном полюсе со студентами, служащими и мелкими предпринимателями. Все они (мы) в поте лица своего - работают, пашут и деньги именно зарабатывают. Рядом с ними (с нами) - пропасть, а там - у горизонта, пребывают уже те, кто своей эксклюзивной трудовой деятельностью заслужил почетное право регулировать плавное течение денежных потоков и разруливать возникающие финансовые заторы. А и нехрена нам было в 1985-ом на диване лежать! Впрочем, к делу, а то у нас тут еще ничего и не начиналось. Итак, перейдем к заработку посредством продажи услуг. На отечественных сайтах из всего худшего, что там есть, я попытался выбрать хоть что-то более менее приличное. Призываю также помнить уважаемую публику, что истинно эксклюзивные идеи могут родиться лишь в вашей собственной голове. Данная публикация предполагает не просто дать готовый рецепт, но по возможности завести вашу фантазию, расшевелить, раскрутить такую важную в жизни вещь как воображение - быть может именно в условиях вашего города, на вашей улице и - главное! - в вашем исполнении какая-нибудь идея выразится со всею полнотой. Перечислю для начала некоторые идеи, особенно поразившие мою еще до сих пор не окрепшую после 1998 года психику (шутка). Часть 1. КАК ЗАРАБОТАТЬ ДЕНЬГИ НА ПРОДАЖЕ УСЛУГ Мадам Нелли Федосенко с сайта Домашний бизнес просила ссылаться на нее в републикациях. Что я и делаю, хотя ссылаюсь даже не в републикациях, а в цитатах. Пожалуйста, со всем уважением. За авторский стиль изложения идей и орфографию я ответственности не несу. Также предупреждаю авторов идей, что в соответствии с Законом об авторском праве для цитирования их материалов мне достаточно вышеприведенной ссылки на сайт Домашний бизнес. Итак, я цитирую: СЛУЖБА ПОИСКА НУЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ Если очень коротко, то это - создание в сети некоторой службы, организации (в которой поначалу можете быть только вы), осуществляющей поиск нужной информации для конкретного пользователя. ...Во-первых: организация может существовать не только виртуально. Вполне возможно (и это важно!), что информацию хотят получить не только люди, владеющие доступом в Инет, но и те, кто даже не представляет, как работает компьютер. В этой связи необходим охват и этой доли рынка (кстати, на данный момент более масштабного)... через объявления, знакомых и т.д. Во-вторых: организация может представлять собой достаточно серьезную структуру, имеющая связи со многими информационными агентствами и базами данных. Так, мне, например, известно, что в сети существует немало баз данных на разные тематики (юриспруденция, налогообложение, экономика, статистика…), предоставляющая платные услуги к доступу важной (и что самое главное - свежей) информации. Как пример, можно привести платные слуги на http://www.rbc.ru (новости) или http://zakon.kuban.ru (законодательство), где просто-напросто продают свежую информацию: как правило, это выглядит, как абонентская плата зарегистрированных пользователей. Т.е. организация может быть подписана и на эти виды информации - скорее, для некоторых клиентов именно она будет наиболее интересна. Ведь, правда, иногда нужно всего-напросто достать один законодательный акт (вышедший, к примеру, неделю назад) - не покупать же книги, журналы (если они вообще успеют отреагировать на изменения законодательства). А в Интернете это все происходит, можно сказать, в одно мгновение. А главное - быстро, эффективно и относительно недорого. В-третьих: здесь можно даже предусмотреть несколько отделов в организации. Например: новости, юриспруденция и т.д. ... Далее можно открыть представительный сайт, с помощью которого еще легче будет налаживать общение и устанавливать новые связи, поиск новых клиентов. Ну и наверное, в-четвертых: проект должен постоянно совершенствоваться, развиваться. Т.е., естественно, что людям интересны не только "свежие" вопросы, но и такие как: что где почем стоит, какие товары чем характеризуются…. Ну, короче все, вплоть до маркетинговых исследований и налаживанию начальных связей с организациями. Вот, как мне кажется, один из самых характерных примеров мертворожденной идеи. Ее автор, судя по всему, никогда ничем подобным не занимался, но все это «придумал» и с некоей долей эмоционального подъема пытается убедить нас в жизнеспособности своей фантазии. Одна мотивация чего стоит - мол, не покупать же людям самим книги и журналы! Обратите внимание, какой массой трудновыполнимых условий обставлен проект - и организация должна быть «серьезной структурой», с выходом на информационные агенства (тоже не бесплатные, кстати!) и сайт свой нужно раскрутить, а главное - видимо, это самое главное условие! - чтобы интернета больше ни у кого в городе, кроме вас, не было... Ох уж эта странная человеческая раса - кубаноиды... (шутка). Из фантазийных проектов, на эту же тему: ПРОДАЖА ИНФОРМАЦИИ, СОБРАННОЙ В ИНТЕРНЕТЕ, ВЗЯТОЙ ИЗ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА (sic! - А. М.) И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ Самое ценное в Интернете - это информация (sic! - А. М.). И информации в сети очень много. Но согласитесь, не всегда можно найти нужную информацию или информацию уникальную, даже в Интернете. Поэтому, если вы обладаете подобным материалом, то почему бы не воспользоваться этой ситуацией: стать распространителем этой информации (за определенную плату, разумеется). Только необходимо определить: какая информация должна заинтересовать людей. Это может быть что угодно: от "Как избавиться от угревой сыпи", до "Секреты информационных технологий интерсетевых компаний". Если Вы специалист в какой-либо области, то составить подобный материал не составит никакого труда. А, что, если нет? Придется поработать. Определите для себя: какая информация будет пользоваться спросом. Потом необходимо приступить к сбору информации. Эти источники могут быть: Интернет, библиотека (как ваша личная, так и городская), газеты, журналы и т.д. Попытайтесь найти специалиста в данной области. Хорошим материалом может быть просто редкая книга или уникальное пособие. ... После того как пособие (или пособия) созданы, приступайте к его продаже. Продавать можно как в Интернете, так и offline. Для начала создайте себе страничку. Необязательно она должна быть профессионально оформлена. Страничку можно создать за полчаса на каком-нибудь бесплатном портале: www.narоd.ru , www.bооm.ru , www.frоg.ru и т.д. Главное, чтобы информация была понятна. Следующий шаг - это раскрутка сайта. Это регистрация в поисковиках, различных "топах", досках объявлений и т.д. Просто наберите в любой поисковой машине "Раскрутка сайта" - получите море информации. Рассмотрим продажу в offline. В первую очередь Вам придется красиво оформить Ваше пособие: красочная обложка, сделанная в Photoshop или Corel Draw, и распечатать ее лучше на струйном принтере в цвете. Содержание можно оставить черно-белым (если, конечно, там нет красочных фотографий или рисунков). Сделайте для начала несколько экземпляров. Следующий шаг - это реклама. Реклама в газетах, листовки, расклеенные на столбах и т.д. Предостережение: это коммерческая деятельность, не забудьте о регистрации частным предпринимателем. При всем уважении к автору идеи, здесь та же песня - найди и сделай то, не знаю что. Найдите хорошего специалиста (и заплатите ему!), создайте собственный сайт, раскрутите его... «Определите для себя, какая информация будет пользоваться спросом...». Э-эх... Знал бы прикуп... Вообще-то это одна из самых дефицитных профессий в серьезном менеджменте - специалист по стратегии и планированию бизнеса... Но один прогноз можно сделать смело - прибыли от такого бизнеса не будет. Но человек слаб - многие хотят взять чужое бесплатно и... злобно продать его! Или хотя бы помечтать об этом. Вот неплохой комментарий с этого же сайта по поводу такого рода деятельности: "Эта идея, правильная на первый взгляд, невыполнима с коммерческой точки зрения. Давайте рассуждать. Предположим, что у вас действительно есть некая очень интересная и полезная информация, способная конкурировать с громадной массой бумажных и электронных изданий, забивших рынок. Как вы считаете, за какую цену она будет реально продаваться, если книга в бумажной обложке стоит двадцать рублей? Предположим, десять рублей (при этом планку мы подняли очень высоко). Переходим непосредственно к продаже. Начнем с offline. Как вы думаете, сколько будет стоить "красиво оформить" и распечатать на цветном принтере вашу информацию? Себестоимость единицы информационной продукции будет приемлемо низкой только если она будет произведена типографским способом в объемах порядка нескольких тысяч экземпляров. Столько вы не сможете реализовать (а, скорее всего, и оплатить). Далее, как вашу информацию реализовывать? Книжные магазины ее не примут, поскольку это не книга. Можно рассылать по почте наложенным платежом. Маленький почтовый конверт с маркой стоит шесть рублей (в него ваша статья не влезет, придется покупать большой, более дорогой). Плюс к этому стоимость доставки и аренда абонентского ящика для получения почтовыхых платежей (если вы не хотите, чтобы ваш домашний адрес стал известен многим). Если все эти расходы вы внесете в цену вашей статьи, то, чтобы получить мизерную прибыль, один ее экземпляр должен стоить никак не меньше 50 - 70 рублей. Сами понимаете, что за такую цену никто эту информацию не купит. Теперь о продажах в Интернете. Себестоимость информации в этом случае будет низкой, но... В Рунете, за редким исключением, информация бесплатна, пользователь к этому привык, и раскрутить его на оплату, просто рекуламируя свою информационную продукцию, очень сложно. Страничку для рекламы своей информации действительно создать легко, но ее надо продвигать. Поисковые машины в данном конкретном случае не помогут, поскольку малый объем информации вашей странички не позволит ей оказаться в верхней части запроса и ее, скорее всего, не увидят (я даже не говорю о том, через сколько времени вашу страничку посетят поисковые роботы). В топах, по этой же причине вы также будете находиться на нижних строчках рейтинга. Реклама на досках объявлений требует времени (а следовательно, и денег) и малоэффективна. Но самое главное, как вам оплатят вашу информацию? Клиентами Webmoney являются немногие, и пойдут ли они на предоплату? Так что если вы за несколько месяцев сможете найти пару десятков покупателей, считайте, что вам повезло (Михаил, комментарий к этой идее). Однако, не будем столь скоры на расправу. Не будем размахивать серпом из чистого злорадства. Идея ясна - ИНФОРМАЦИОННЫЙ БИЗНЕС. В принципе, это шампур, на который можно нанизать и другое мясо. Вывод, наверное, таков - можно продавать информацию, но только ту, которая большинству людей недоступна. Самая дорогая информация, выходит так, шпионская. Но этот бизнес, видимо, для нас отпадает. Есть информация по типу коммерческой разведки (если что-то разведали у вас, то это уже называется коммерческий шпионаж, ничего не меняется...). Есть также специально заказываемая детективная информация о поведении неверных жен или коммерчески нелояльных сотрудниках некоей крупной фирмы, охраняющей свои секреты. Но вернемся на землю. Лет пять назад идея с продажей легальной интернет-информации наверняка могла быть доходной, но сейчас в Москве интернет есть практически на каждом предприятии, так же как и общедоступные интернет-кафе на каждом углу. Может быть, в других городах ситуация более благоприятная для этого рода деятельности? Тогда снимаю шляпу. В Москве же мне видится только один вариант реанимации этой идеи, что-нибудь по типу службы скорой информационной помощи. Приспичило мне, положим, разводить летом на даче кроликов или держать пчел, я возьми да закажи по телефону - скачай мне, друг, все, что есть в инете о кроликах, мегов 600 на CD-диск.... Просто, чтоб самому от более важных дел не отрываться. Впрочем, я скорее все же куплю себе нормальную книгу по кролиководству. Кстати. Хм... Вот вам и идея, в смысле разведения кроликов! :-) Сама автор сайта - пытается оживить заманчивую идею торговли информацией: ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОСРЕДНИК Cуществует один вид деятельности, которому не нужны начальные вложения, и он не подлежит обложению единым налогом на вмененный доход - это посредническая деятельность. ПОСРЕДНИК - лицо или организация, стоящая между производителями и потребителями товаров и услуг и содействующая их обращению. Отмечу вначале важную роль посредника на рынке. Ни российский, ни мировой - никакой рынок без посредника существовать не может. Возьмите простейшее предприятие - магазин - тот же посредник между производителем товара и покупателем. Но если магазин - довольно сложная структура, требующая значительных первоначальных затрат, то посредник - физическое лицо в единственном числе - имеет вполне реальные шансы начать свой бизнес с нуля. ... У вас есть доступ к компьютеру, выход в Интернет - следовательно, у вас в руках огромные возможности для занятия посредничеством. ... Посредничество не сводится только к поиску информации. Примеров использования ваших посреднических услуг в Интернете множество. Ко мне на днях обратился один знакомый художник ... Недавно он продал в Москве несколько своих картин. А затем случайно узнал от своей знакомой, у которой есть выход в Интернет, что она встретила его картины на одном виртуальном аукционе. То есть покупатель его картин выставил их на продажу в Интернете, и заработал на его картинах большие деньги. И этот мой знакомый художник пришел ко мне с идеей: я нахожу ему покупателей в Интернете, а он мне платит определенный процент от продажи. Все мои услуги по созданию персональной страницы в Интернете, по переписке, он оплачивает авансом. То есть я ничего не проиграю от его затеи. И заработаю еще больше, если добьюсь успеха. Здесь, как мы видим, прежняя, довольно гиблая придумка приподнята на некоторый новый качественный уровень. В принципе, автор идеи переходит от банальной торговли чужой информацией (а часто и чужой интеллектуальной собственностью) к привлечению интернета для проявления собственных административно-снабженческих талантов. В чистом виде это даже не идея, а добрый совет - если у вас есть талант и умение быть нужным человеком, то глупо не использовать для наиболее полной реализации этих качеств поддержку интернета. Что абсолютно логично. Подытожим. Чтобы успешно заниматься информационным бизнесом сегодня, нужно как минимум создавать собственное РЕКЛАМНОЕ АГЕНСТВО, желательно совместно с любым другим видом бизнеса (торговля, услуги, производство), так как вы будете по полной программе рекламировать свой второй бизнес (он, скорее, будет первым). Обычное же, вольное рекламное агенство сможет зарабатывать деньги на единственно реальном источнике финансовой подпитки - на размещении рекламы производителей и продавцов, работа по поиску и отлову которых и будет вашей главной задачей, но уж никак не на продаже информации из общедоступных источников. Что же касается идеи ПОСРЕДНИЧЕСКИХ УСЛУГ, то здесь нет никаких новых идей, все старо как мир и зависит исключительно от вашего таланта и умения ловко управляться с поставленной задачей. Если у вас есть особый талант, то ваша сфера - бизнес финансового посредничества. Но, если желаете, то можно, конечно, искать для кого-нибудь по объявлениям няню или репетитора в интернете, но на этом - по крайней мере в Москве - вы вряд ли много заработаете. Из более менее интересных вариантов малого посреднического бизнеса можно отметить следующие: ВСЕ УСЛУГИ В ОДНОМ МЕСТЕ - СЛУЖБА УСЛУГ У рядового потребителя возникла необходимость в какой-либо услуге (транспортные услуги: перевозка вещей, грузов, междугородные перевозки; коммунальные услуги: ремонт квартиры, установка стиральной машины; специфические услуги: настройка пианино, и т.п.). Для того, чтобы не искать ему телефоны в различных газетах и звонить по объявлениям в поисках подходящего человека (назовем мастером), клиенту достаточно знать только один номер диспетчерской услуг (назовем так) и, позвонив на этот номер, сообщить о своих потребностях. Через несколько минут клиенту перезванивают (или он звонит повторно) и диспетчер сообщает номера близлежащих мастеров, готовых выполнить услуги, и краткую информацию о них: стоимость, время исполнения заказа и пр. Как другой вариант, диспетчер сообщает, что заказ клиента принят, в указанное время подойдет мастер. Оплата диспетчера производится мастерами. Возможно, конкретно за каждый сделанный заказ, а возможно - помесячные взносы. Реализация идеи: Из местных газет сделать выборку и занести телефоны людей, оказывающие какие-либо услуги, в БД (базу данных. Обзвонить мастеров и узнать более подробную информацию: местонахождение мастера, время работы, что входит в услугу, стоимость, ограничения и т.п. Получить согласие мастера, чтобы его услуги были занесены в базу данных и предлагались клиентам, возможно первоначально, бесплатно, а затем за оговоренный процент. Постоянно рекламировать свой номер телефона как телефон диспетчерской всевозможных услуг. Отработать схему оплаты своего посредничества. Вижу 3 этапа становления фирмы. Первое время можно поработать бесплатно, нарабатывая себе имя. На первом коммерческом этапе мастера оплачивают каждый произведенный заказ, можно с накоплением за месяц. Мастера ежемесячно оплачивают свое присутствие в базе данных. Создание Некоммерческого Партнерства, когда мастера платят ежемесячные членские взносы на содержание диспетчерской. Наличие фирмы будет гарантировать клиентам качество услуг, т.к. "плохие" мастера будут отсеиваться (по жалобам клиентов). Членам Некоммерческого Партнерства возможно предоставление дополнительных услуг: электронная почта, заполнение налоговых деклараций, услуги компьютера, ксерокопирования и т.д. Аргументы за жизнеспособность данной схемы: Несомненное удобство для клиента. При наработке опыта, предоставление клиенту гарантий качества услуги за счет отсеивания "некачественных" мастеров. Экономия мастерами денежных средств за счет отказа рекламирования себя в СМИ. Подводные камни этого предложения ясны как день. Вы будете получать заказы от клиентов только при условии раскрученности вашего собственного диспетчерского агенства. Торговать на рынке квашеной капустой, например, можно безо всякой личной популярности и даже при полной анонимности, но в случае с подобным агентством ваши известность и хорошая репутация - самая сложная часть программы. Почему клиенты захотят обращаться именно к вам, а не напрямую в популярную, скажем, местную производственную фирму «Чтец, жнец, на дуде игрец»? Ответ очевиден - к вам обратятся лишь в том случае, если вы сумеете предложить клиенту что-либо более выгодное, чем у «Жнеца». А именно - более низкую цену при том же качестве. И никак иначе! А это в свою очередь означает, что вам нужно будет оперировать того же уровня мастерами, но согласными работать за меньшую, чем у «Жнеца» сумму. Найдете таких, иногородних, или своих, «нераскрученных»? Тогда ваше счастье. И всегда держите, кстати, в уме, что «Жнецы» от вашего слишком яркого бизнеса тоже могут быть не в большом восторге. Впрочем, в случае вашего успеха и известности «Жнецы» тоже станут вашими партнерами. Но кабы у бабушки были усы... Все упирается именно в вашу начальную безвестность, мир о вашем существовании пока даже не догадывается. БАЗА БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН Некий автор идеи Максим Фомин: "У себя в городе я создал базу всех (или почти всех) граждан, желающих найти работу. Параллельно я создал базу всех фирм и организаций города. Затем я звоню в фирму и предлагаю им в случае чего воспользоваться моей базой безработных (если им вдруг нужен работник). Через несколько недель ко мне "повалили" работодатели. И почти все они приняли на работу людей из моей базы. Так вот: я предлагаю Вам создать такую общероссийскую базу безработных граждан, и фирм! За каждого человека, занесенного в базу, Вы получаете 5 рублей! (стоимость занесения анкеты в базу составляет 15 рублей). У меня в городе примерно 30 тыс. жителей. Из них в базу за 3 месяца я занес 9000 (!!!). Моя прибыль составила 135000 рублей за 3 месяца! Причем, люди сами идут к тебе и заполняют анкеты! Большое количество анкет мне присылали по e-mail! Вы тоже можете искать людей по e-mail из любого города! Если Вы будете получать по 5 рублей за анкету, то Вы можете заработать около 5000-10000 руб./месяц! Поверьте, 2000 анкет в месяц - это более, чем реально! Также Вы можете просто дополнять мою базу сведениями об организациях Вашего города и района! (естественно, за плату)". (Примечание. Процитированное предложение не относится к ситуации в Москве, где наблюдается переизбыток предложений рабочих услуг. - А.М.). ...Ну, если честно, то автор немного «взмахнул шашкой» насчет базы «общероссийской». Но, в принципе, здесь может наблюдаться тот редкий случай, когда даже при небольшой известности проекта люди, так сказать, «сами к тебе потянутся» - обращаться могут и безработные, и фирмы, нуждающиеся в специалистах. Некоторые из комментаторов идеи возражают, что весь проект не имеет смысла ввиду наличия в каждом городе муниципальной службы занятости, но это не убийственный аргумент. Преимущество данного проекта перед аналогичной деятельностью муниципалов заключается в одном маленьком, но существенном отличии. А именно - в вашем случае участники связки «спрос-предложение» реально заинтересованы друг в друге, а муниципальным чиновникам, как водится, на вас и на ваши проблемы глубоко... начхать, особенно в небольших городах. Если что и стоит отрабатывать в этой идее, то это - вариант противодействия со стороны тех же самых муниципальных дармоедов. А как с ними согласовываются вопросы, надеюсь, знает каждый. Я не большой специалист в юриспруденции, но, по одним сведениям, «лицензирование этого бизнеса проводится Службой занятости и сводится всего лишь к уплате 1-2 МОТ». По другим - вообще не попадает в сферу предпринимательства, являясь нелицензируемой посреднической деятельностью. Эти вопросы требуют дополнительного выяснения. Далее. Совершенно очевидно, что на сегодняшний день одним из наиболее доходных видов мелкого бизнеса в сфере услуг (в крупных городах России) является ПРОИЗВОДСТВО МАЛОФОРМАТНОЙ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ. Здесь я отношу этот вид деятельности не к производству как таковому, а именно к одному из видов оперативных услуг, поскольку здесь мы рассмотрим варианты, не требующие сложного производственного оборудования и выпускаемого малыми партиями по индивидуальным заказам. «Визиточный король» русскоязычного интернета А. Доценко делится: ПРОИЗВОДСТВО ВИЗИТНЫХ КАРТОЧЕК ...Живу я в г. Житомире (Украина) и уже порядка 5 лет занимаюсь оказанием оперативных полиграфических услуг. Имею компьютер, принтеры: черно-белый и цветной, сканер, резаки и т.д. Занимаюсь изготовлением визиток, бейджей, набором текстов, распечаткой, переводами: русским и украинским, изготовлением брошюр, буклетов, пригласительных билетов и всего того, что связано с компьютером и бумагой. В принципе, самым выгодным производством и всегда им будет - это производство визитных карточек. Поначалу я пытался влезть на рынок с ценами на визитки фирм-конкурентов. Но из этого мало что получилось. И тогда я призадумался, как уменьшить себестоимость визиток, да так, чтобы потери в качестве не было и было оптимальным соотношение: цена - качество. Замечу, в нашем городе ч/б визитка стоит порядка 4,5$, цветная - 7,2$, а о ламинированных визитках я уже молчу, цены еще выше! Долго думал, пробовал и придумал! Было разработано три технологии производства визитных карточек. 1. Изготовление визиток в количестве 600 штук. Продажная цена - 4,5$. Цена себестоимости, включая изготовление, порезку и т.д. - 1,46$. Вы можете спросить, кому нужно такое количество визиток? Ответ очевиден - маклеры, агенты, работники МЛМ-компаний и т.д. 2. Изготовление глянцевых визиток (одна сторона покрыта глянцевой пленкой (не ламинат), другая - без покрытия). Возможно изготовление от 50 штук. Приведу цены: - ч/б 50 шт. продажная цена - 1,8$, себестоимость - 0,23$. - ч/б 100 шт. продажная цена - 2,72$, себестоимость - 0,48$. - цветные 50 шт. продажная цена - 4,5$, себестоимость - 0,23$. - цветные 100 шт. продажная цена - 5,4$, себестоимость - 0,48$. 3. Изготовление ламинированых визиток (глянцевое покрытие с двух сторон, не ламинат): - ч/б 50 шт. продажная цена - 2,72$, себестоимость - 0,32$. - ч/б 100 шт. продажная цена - 3,63$, себестоимость - 0,64$. - цветные 50 шт. продажная цена - 5,40$, себестоимость - 0,32$. - цветные 100 шт. продажная цена - 6,30$, себестоимость - 0,64$. В расчете себестоимости визиток я не учитывал стоимость черной и цветной краски, поскольку я ее беру в большой таре (порядка 200 мл) и стоимость одного оттиска листа размером А4 стоит для меня НАМНОГО МЕНЬШЕ, чем 1 цент США. Особенностью технологии изготовления визиток является следующее: использование распространенных материалов (есть в каждом городе), низкая стоимость изделия, высокая рентабельность, гарантированный сбыт, краска не вытирается и не расплывается от воды, оптимальное соотношение цена - качество. После освоения технологии стал давать объявления на столбах, газетах и т.д. Стал сотрудничать с рекламными газетами таким образом: я им - визитки, они мне - рекламный блок нормальных размеров на период до 4 месяцев. Прошелся по нотариусам, адвокатам, МЛМ-компаниям и многим другим. Заказы получаю каждый день. Заработок отличный, без работы не сижу. ... По поводу принтеров я... посоветовал бы выбрать цветной струйный принтер из серии Epson-ов или из Lexmark-ов, а лазерный принтер НР LaserJet 1200. ... Есть еще маленькая особенность этого бизнеса - клиент никогда с первого раза не утверждает макета визитки! То ему не нравится шрифт, то расположение, то картинка не та, то цвета не те… Словом, он заморочит голову так, что вы откажетесь от его денег… Так было с моей первой визиткой. Дизайн на тираж из 50 визиток мы подбирали целый день… В конце концов подобрали и я дал себе зарок: дизайн делаю сам и только один вариант! Если клиента такой вариант не устраивает - мы расходимся! Знаете, переделал уже довольно большое количество визиток - еще ни кто не отказывался от такого условия! В дополнение к этому, цит. по: А. Доценко, Как заработать на изготовлении визитных карточек и рекламных буклетов? (авторский сайт: http://www.bizzon.info). Итак, вы решили заняться производством визиток. Для размещения вашей полиграфической фирмы вам потребуется немного - всего 5 кв. м. в крупном магазине, бизнес-центре - там, где всегда много людей - ваших потенциальных клиентов. Здесь можно поставить витрину, на которой были бы выставлены образцы вашей продукции и цены, стол для компьютера, принтера и сканера, небольшой шкафчик для расходных материалов и заказов. Очень важно, чтобы ваша реклама была на виду. Чем дольше на одном месте находится ваша фирма - тем больше постоянных клиентов. В год на аренду помещения будет уходить около 500 USD. Когда вы только начинаете работать и о вас никто не знает, немало средств придется вложить в рекламу, к тому же можно снизить цены на свою продукцию - так вы привлечете постоянных клиентов. Конечно, вам не обойтись без красочной вывески. Предположим: "ВИЗИТКИ ЗА 15 МИНУТ!". Как человек, имеющий прямое отношение к издательскому делу, хочу сказать, что идея с визитками - вообще-то по сути беспроигрышная, так как эксплуатирует «вечную» тему человеческого честолюбия. Если основа любого бизнеса - это связи и контакты, то визитки будут существовать всегда. Однако, насколько мне известно, бизнес этот сам по себе не приносит значительного дохода без сочетания с другими полиграфическими услугами, коих услуг должен быть целый комплекс. Да такой, что сами визитки в нем выполняют роль сопутствующего предложения. И второй важный момент - ваши визитки, скорее всего, будут иметь спрос исключительно в рядах, так сказать, самых нетребовательных и нечувствительных к нюансам профессионализма, а просто честолюбивых представителей общества. Серьезные люди ваши визитки заказывать не будут. И напоследок о визитках. Их для пущей важности можно заламинировать специальной термопленкой, продающейся в магазинах. ИЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО БЮЛЛЕТЕНЯ ...На сегодняшний день обычная реклама (в газетах, на ТВ, на радио) уже не дает ожидаемого эффекта* и многие фирмы уже морально готовы воспринимать нестандартные идеи продвижения своих товаров и услуг. Одной из таких идей является печать и распространение собственного СМИ (средства массовой информации) в виде бюллетеня, приложения к какой-либо газете и т.п. Заказчик получает возможность достаточно подробно рассказывать о своих товарах по сравнению с небольшими газетными модулями, оперативно доносить до своих клиентов различную информацию. Тираж такого издания составляет порядка 500-2000 экз. и печатать его лучше всего на ризографе через компьютерный интерфейс - это даст довольно приемлемое качество (300-600 точек) при приемлемой стоимости (30-70 коп. /$0.011-$0.025/ за лист)**. Это, конечно, не типографское качество, но за такой тираж типография и не сильно рада будет браться. Распространять его можно в своих и чужих торговых точках, раскидывать по почтовым ящикам, рассылать по почте потенциальным клиентам и т.п. А макетировать вполне по силам в домашних условиях, программ верстки довольно много и освоить их не сложно. Это отличный повод с толком использовать домашний компьютер и принтер (хорошо бы еще сканер и доступ в Интернет). Потенциальных заказчиков - море (фирмы, занимающиеся компьютерами, оргтехникой, теле-видеоаппаратурой, сети продовольственных магазинов и т.п.). Главное - грамотно подать идею руководству и показать возможности такого дела. Например, на моих глазах газетка сети промтоварных магазинов переросла в городскую газету бесплатных объявлений с десятитысячным тиражом и из затратной статьи превратилась в источник дохода. Как убедить потенциального заказчика? Самое главное - это готовность клиента к такому роду рекламы. ... Может подействовать метод сравнения затрат - надо подсчитать, сколько средств тратится на газетную рекламу и т.д., и показать, что издание своей газетки будет значительно дешевле (возможно), а эффективность выше. Один из аргументов - повышение "крутости" фирмы - "как же, у меня своя газета есть". Надо еще помнить о таком нюансе - издательская деятельность подлежит лицензированию - и если выходить на серьезные тиражи, то надо соблюсти все необходимые формальности. Насколько я в курсе, тираж до 1000 экз. можно печатать без наличия лицензии, особенно если вы это не продаете. Частенько в выходных данных пишут 999 экз. - а напечатать можно сколько угодно. Лично у меня - не "чистый" вариант такого бизнеса. Эту газетку я делаю в рамках своей рекламной деятельности на своего клиента. При этом для меня важно, что я не являюсь штатным работником этой фирмы - это решает многие проблемы личных взаимоотношений - о чем договорились - то и делается, что делается - за то и платится. О ваших возможных доходах - все очень индивидуально. Если раньше ничем таким не занимался - то надо решить для себя: за какие деньги я бы стал заниматься этим делом. Частенько же человек уже знает себе некоторую цену и может ставить свои условия :-) Начинать лучше всего со своих знакомых - для пробы можно сработать по минимуму своей зарплаты и по минимуму затрат у клиента - зато будет опыт и будет понимание того, сколько стоит брать за такую работу. А вообще, дело достаточно творческое и интересное, заставляет думать и изучать много нового, очень расширяет круг общения и, как минимум, дает новые контакты, которые могут сработать на будущее. Кстати, недавно у меня вышел первый номер такого издания: тираж 1000 экз. формат А4 (лист А3, сложенный пополам). Заказчик - многопрофильная фирма (продажа и сервисное обслуживание компьютеров, оргтехники, "Консультант+", архитектурное и строительное проектирование, приборы учета, розничный магазин, копицентр, услуги Интернет и т.п.). Затраты на печать: 500 руб. (леваком) - ризограф 600 dpi, комп. интерфейс 320 руб. (2 пачки бумаги А3, 80гр.) ........ (верстка макета, подбор материала)*** ------------------------------------------- * Ну, это заявление более чем смелое, это мнение дилетанта. Если и есть некие моменты, невольно работающие сегодня на малый и большой бизнес, то это как раз то странное явление, связанное с нашим «сказочным», не-рационалистическим менталитетом, а именно - среднестатистический россиянин даже после 20-летнего рекламного прессинга продолжает сегодня доверять рекламе. ** В Москве порядок цен примерно такой - 1 руб. за лист при тираже 500 экз. и 30 коп. за лист при 3000 экз. *** От этой, пропущенной автором суммы, собственно, на 90% и будет зависеть успех вашего дела. С дилетантским макетом вы будете сразу же посланы руководителем фирмы по известному маршруту, профессиональный же макет стоит от 50 долл. за лист А4. В России, в частности в Москве, с таким видом заработка придется попотеть, отыскивая рекламодателей. Мелкие частные фирмы, как правило, изо всех сил жмутся на рекламу, а крупняков не интересуют тиражи в 1000 экземпляров. Другое дело – небольшие города. Там и рекламный тираж в 1000 экз. (стройфирма, ресторан, магазин, рынок, компьютерный клуб и т. д.), может вполне сработать. Что касается Москвы, то в столице этот вид заработка без профессионального подхода к допечатной подготовке проекта сегодня уже не пройдет. Совет - делайте ваше издание только в цвете, с большим количеством иллюстративного материала (хотя ч/б обойдется вполовину дешевле).